В 2017 году в области произошло 4 несчастных случая при производстве работ грузоподъемными кранами, приведшие в трех случаях - к тяжелым производственным травмам, в одном - к смерти работника.

Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев, связанных с производством работ грузоподъемными кранами, показывает, что их причины в основном носят организационный характер и только в одном случае наряду с организационными были установлены и технические причины.

Обстоятельства и причины несчастных случаев:

1. 27.03.2017 звеном Управления по повышению нефтеотдачи пластов и ремонту скважин (УПНПиРС) РУП «ПО «Белоруснефть» в составе: мастера, бурильщика, двух помощников бурильщика, с использованием автомобильного крана производились работы по подъему бурильных труб на скважине № 25 Надвинского месторождения. Для захвата и удержания на весу труб при спуско-подъемных операциях использовался элеватор для бурильных и обсадных труб. При укладке очередной трубы на приемные мостки вследствие выхода трубы из элеватора из-за не закрытия (или не дозакрытия) его створки произошло ее падение на помощника бурильщика. В результате чего, он получил тяжелые телесные повреждения.

Причины несчастного случая:

нарушение потерпевшим требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, который не убедившись в надежном креплении груза (бурильной трубы) подал команду на ее подъем автомобильным краном.

2. 22.06.2017 оператор поста управления трубопрокатного цеха ОАО «Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания», выполнявший в качестве стропальщика операции по навешиванию разовых металлических стропов на пакет труб, был придавлен поднятым мостовым краном пакетом труб к ограждению площадки накопительного кармана.

Причины несчастного случая:

нарушение обслуживающим персоналом (стропальщиком и машинистом крана) требований технологического регламента (технологической карты на процесс транспортировки труб из накопительных карманов), локальных нормативных правовых актов по охране труда, а именно: нахождение потерпевшего между поднимаемым грузом и ограждением накопительного кармана; навешивание разовых металлических стропов на пакет труб в месте, не предусмотренном технологической картой;

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, выразившееся в недостаточном контроле за соблюдением обслуживающим персоналом требований технологического регламента, локальных нормативных правовых актов по охране труда.

3. 25.07.2017 при производстве работ автомобильным краном на строительном объекте «Реконструкция бывшей школы под здание многофункциональное по ул. Кленковская, 68, г. Гомеля» из-за недопустимого расстояния (менее 1 м) от грузоподъемного крана до проводов линии электропередач (ЛЭП), находившейся под напряжением 10 кВ, произошел электрический пробой воздушного промежутка между ЛЭП и металлическими частями крана (стрелой или грузовыми канатами), в результате был смертельно травмирован электрическим током директор частного торгово-производственного унитарного предприятия «Эльдорадо».

Причины несчастного случая:

производство работ стреловым самоходным краном на недопустимом расстоянии (менее 1 м) от грузоподъемного крана до проводов ЛЭП, находившейся под напряжением 10 кВ;

производство работ стреловым самоходным краном в охранной зоне линии электропередачи без наряда-допуска, письменного разрешения организации, эксплуатирующей ЛЭП, без заземления крана;

производство работ стреловым самоходным краном при неисправных или отключенных приборах безопасности: отсутствовал (демонтирован) модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН); не задействованы (отключены от электропитания) датчик длины стрелы, блок обработки данных ограничителя нагрузки крана ОНК-140М.

4. 14.09.2017 при смене формата машины непрерывного литья заготовок № 3 (МНЛЗ-3) в электросталеплавильном цехе № 2 ОАО «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» с использованием мостового крана производились работы по замене головки затравки. При подъеме головки произошел разрыв текстильного стропа и ее падение между роликами рольганга в подвальное помещение для смыва окалины (отметка – -2,5 м), где находился слесарь-ремонтник, результате он получил тяжелую травму ноги.

Причины несчастного случая:

нарушение работниками требований локальных нормативных правовых актов по охране труда и технологического регламента при производстве работ грузоподъемным краном, выразившееся в использовании для строповки и перемещения груза (головки затравки) съемного грузозахватного приспособления, не предусмотренного технологическим регламентом (вместо канатного одноветвевого стропа СКП1-2 применялся строп текстильной петлевой СТП 1-3);

невыполнение должностными лицами обязанностей по организации безопасного производства работ грузоподъемными кранами, выразившееся в отсутствии контроля за выполнением стропальщиками требований инструкции по охране труда, технологического регламента на производство работ грузоподъемными кранами.

В целях профилактики и недопущения несчастных случаев при производстве работ грузоподъемными кранами Гомельское областное управление Госпромнадзора предлагает владельцам кранов и производителям работ кранами организовать и обеспечить:

информирование трудовых коллективов об обстоятельствах и причинах несчастных случаев, произошедших при производстве работ грузоподъемными кранами;

эффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при производстве работ грузоподъемными кранами;

разработку проектов производства работ и других технологических регламентов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и наличие их в местах производства работ кранами;

выполнение ответственными специалистами и обслуживающим персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами, в том числе при производстве работ вблизи линий электропередач;

исключение формального ознакомления ответственных специалистов и обслуживающего персонала с проектами производства работ и технологическими регламентами;

не допускать эксплуатацию грузоподъемных кранов в случаях, когда их эксплуатация не допускается Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов и другими техническими нормативными правовыми актами.