Скоростная путеобследовательская станция ЦНИИ-4МДУ с бесконтактным съёмом информации (далее – вагон) предназначена для непрерывного контроля геометрических параметров рельсовой колеи в плане и профиле под динамической нагрузкой, состояния главных и станционных путей, оценки состояния пути на дорожном и сетевом уровне.
ЦНИИ-4МДУ может работать как в составе скорых и пассажирских поездов, так и с отдельным локомотивом со скоростью до 160 км/ч и лимитируется допустимой скоростью экипажной части. Измерительное оборудование работоспособно при скоростях до 300 км/ч.
ЦНИИ-4МДУ контролирует более 40 параметров железнодорожного пути, часть которых определяется непосредственно в процессе поездки, часть вычисляется после нее.
В состав путеобследовательской станции входят:
- переоборудованный вагон на базе купейного вагона модели 61-4440 (постройки ОАО «ТВЗ»), включающий аппаратную, салон, дизельное помещение, электрощитовую, жилые купе, купе проводников, кухню, душевую, котельное отделение, туалет, тамбур;
- контрольно-вычислительный комплекс производства ЗАО «ПИК Прогресс» (г. Москва), который обеспечивает сбор информации от датчиков, обработку измерений, вычисление параметров геометрии рельсовой колеи, производит оценку состояния и анализ изменения пути, осуществляет отображение и документирование результатов, формирует базу данных состояния пути для потребителей.
В аппаратной размещается специализированная аппаратура контрольно-вычислительного комплекса, поездная радиостанция, бытовой кондиционер.
Жилые двухместные купе и купе проводников оборудуются бытовой мебелью и принадлежностями для комфортного проживания экипажа вагона.
Кухня оборудуется кухонной мебелью с мойкой, электрической варочной поверхностью, посудой для приготовления пищи, холодильником.
Дизельное помещение оборудуется дизель-электрическим агрегатом для обеспечения электроэнергией контрольно-вычислительного комплекса, технологического оборудования и бытовых приборов в процессе работы, верстаком для производства слесарных работ при текущем ремонте оборудования.
В электрощитовой устанавливаются пульт управления энергосистемой вагона и технологическим оборудованием.
Салон оборудуется мебелью, бытовой теле-, аудио- и видеоаппаратурой, бытовым кондиционером, посудой для приема пищи.
Душевая оборудуется стиральной машиной, душевой кабиной, шкафом для белья.
В состав контрольно-вычислительного комплекса входят:
- аппаратура для измерения ширины рельсовой колеи, просадки рельсовых нитей, взаимного положения рельсовых нитей по высоте (уровень), перекосов пути на базе тележки и кузова вагона, уклона продольного профиля оси пути, кривизны пути в плане, стрел изгиба от несимметричной хорды, горизонтальные и вертикальные ускорения кузова, скорости движения и длины пройденного пути (местоположения вагона по километражу), бокового износа рельсов, величины стыковых зазоров, полного профиля головок рельсов, угона рельсовых плетей бесстыкового пути, температуры рельсов;
- аппаратура для вычисления отметок продольного профиля пути, вертикальных и горизонтальных неровностей, крутизны отводов возвышения и кривизны, статистических параметров;
- прецизионная лазерная навигационная гиросистема;
- бесплатформенная инерциальная навигационная система, предназначенная для определения углов курса, крена и тангажа кузова вагона, а также его горизонтальных и вертикальных ускорений;
- спутниковая навигационная система ГЛОНАСС/GPS, определяющая географические координаты местоположения путеобследовательской станции;
- бесконтактные измерительные системы на базе оптических датчиков;
- высокопроизводительный вычислительный комплекс;
- специализированное программное математическое обеспечение.
